Передача авиакомпании "Волга-Днепр" государству: детали и перспективы
Создатель транспортной группы "Волга-Днепр" Алексей Исайкин обсудил с будущими планы по передаче авиакомпании в государственные руки. Он объявил об этом сотрудникам на фоне информации о проверках и аудитах в группе. Решение по этому вопросу может быть принято к концу текущего года. На рынке предполагают, что грузовые самолеты Ан-124 («Руслан») могут быть интересны Министерству обороны, в то время как Ил-76 — коммерческим перевозчикам.
Основатель и прежний владелец транспортной группы "Волга-Днепр" Алексей Исайкин рассказал своим сотрудникам о возможной передаче бизнеса государству. Это заявление он сделал в ходе празднования 35-летнего юбилея компании в Ульяновске. В ответ на просьбу одного из сотрудников прокомментировать "слухи", окружающие компанию, Исайкин заявил, что компания "интересна тем, кто нуждается в услугах данного профиля", но "этот интерес учитывает сложившуюся ситуацию". "Есть что предложить родине", — добавил Исайкин.
По мнению Алексея Исайкина, "Волга-Днепр" успешно представляла российскую гражданскую авиацию на международной арене, и до сих пор есть сожаления о ее отсутствии.
"Важность возможностей "Волги-Днепра" для государства подтверждается сотрудничеством с правительством Москвы, например, в перевозке медикаментов... — отметил он. — Если родина считает, что компания должна работать на благо родины, то возможны различные варианты: национализация, конфискация, добровольное отчуждение, любая другая форма..."
По словам источников, присутствовавших на мероприятии, сотрудникам сообщили, что вопрос о передаче компании новым владельцам будет решен в ближайшие месяцы. Один из близких к руководству источников утверждает, что такая возможность обсуждается в группе с зимы после обысков в офисе компании и вызова бывшего партнера по бизнесу Алексея Исайкина Сергея Шкляника на допросы в Следственный комитет. Другой сотрудник описывает это как "аудит экономического состояния группы".
Один из источников считает, что, выступая перед собственной командой, основатель группы "проявил честность перед людьми, с которыми он связан более 30 лет". Другой полагает, что Исайкин ждет иска от Генпрокуратуры и национализации его активов, однако все еще надеется на коммерческую сделку. Запросы были направлены в Следственный комитет, авиакомпанию, Министерство транспорта, Федеральную авиационную службу и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Авиакомпания "Волга-Днепр": активы и перспективы
В авиакомпании "Волга-Днепр" обслуживают два самолета Ан-12, три Ан-124–100 («Русланы») и пять Ил-76. AirBridgeCargo на конец 2024 года хранила 14 Boeing по данным отчетности.
Сотрудники реагировали сдержанно на новости. Некоторые уже ищут работу. Важно, чтобы рабочие места были сохранены.
Активы "Волги-Днепра" оцениваются в 46,8 млрд руб. по отчетности, хотя некоторые источники считают, что их стоимость ближе к 30 млрд руб.
Возможно, Минобороны проявит интерес к эксплуатации самолетов "Волги-Днепр" для полетов в Китай. Однако рынок грузоперевозок снижается из-за конкуренции с китайскими авиаперевозчиками.
Группа "Волга-Днепр" переживает трудности после попадания под санкции, однако продолжает свою деятельность, сфокусировавшись на перевозках внутри РФ, в Китай, ОАЭ и Индию. Убытки также показывают AirBridgeCargo, "Антран" и компания "Волга-Днепр".
Будущее "Волги-Днепра" под вопросом
Ценность «Волги-Днепра» как актива в значительной степени определялась лидирующей позицией на мировом рынке перевозки уникальных грузов, но сейчас, в связи с санкциями, этот фактор обнулился, говорит исполнительный директор «АвиаПорта» Олег Пантелеев. Тем не менее «Волга-Днепр» — это квалифицированная команда, парк самолетов и, что немаловажно, большой пул запчастей, блоков и агрегатов, не выпускаемых в настоящее время и позволяющих длительное время поддерживать эксплуатацию «Русланов», продолжает он.
По словам Олега Пантелеева, самолеты Ан-124 по-прежнему незаменимый инструмент для оперативного развертывания группировок и логистического обеспечения удаленных военных баз по заказу Минобороны. Перевозка грузов в интересах госструктур возможна и под флагом «224-го летного отряда», полагает эксперт. Но для парка Воздушно-космических сил, по его словам, самолеты «Волги-Днепра», приспособленные для коммерческой эксплуатации, не интересны: без модернизации они не смогут решать значительную часть задач, актуальных для военно-транспортной авиации.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко предполагает, что эксплуатация Ан-124 может быть убыточной для группы. Другие источники также отмечают возраст, сложность и дороговизну обслуживания этих самолетов.
Хотя рынка коммерческих перевозок на «Русланах» в прежнем объеме «нет и не предвидится», спрос на эти самолеты сохранится со стороны Минобороны и иных госструктур, считает Олег Пантелеев. По его словам, при своевременном техобслуживании и модернизации самолеты могут оставаться на крыле «до горизонта 2050 года или до появления их замены».
Часть собеседников в отрасли полагает, что Алексей Исайкин или текущие собственники группы могут быть сами заинтересованы в продаже или передаче самолетов, называя активы «чемоданом без ручки». Как полагает господин Пантелеев, выживание «Волги-Днепра» в нынешних рыночных условиях поставлено под сомнение. Локальных заказов недостаточно для полноценного поддержания бизнеса, а перспективы корректировок санкций и возврата на западный рынок не просматриваются, резюмирует эксперт.