Рост выручки FMCG-сетей замедлился
В период с января по июнь год от года выручка самых динамично развивающихся FMCG-сетей увеличилась на 58,74%, достигнув 525 млрд рублей. Однако рост замедлился на 9,86 процентных пункта по сравнению с предыдущим годом из-за общего ослабления экономики. Подобная тенденция сохраняется и после третьего квартала. Главными игроками, активно развивающимися, остаются дискаунтеры, но им становится сложнее удерживать свои позиции.
Общая выручка 11 наиболее быстрорастущих FMCG-ритейлеров за первое полугодие составила 525 млрд рублей, увеличившись на 58,74% по сравнению с предыдущим годом, по данным Infoline. Рост темпов замедлился: за 2024 год показатель прироста составлял 68,6%, достигнув 760,86 млрд рублей. Снижение составило 9,86 процентных пункта. Это соответствует общему тенденции на рынке: по данным Infoline, выручка 50 ключевых FMCG-ритейлеров за первое полугодие увеличилась на 15,5%, в то время как за 2024 год темпы роста оценивались в 22,6%.
По прогнозам, тенденция замедления развития бизнеса сохранится до конца года.
Так, согласно данным Infoline, лидером среди быстрорастущих сетей в период с января по июнь стал ритейлер «Чижик». Оборот компании увеличился на 89,3%, достигнув 193,84 млрд рублей. Однако в третьем квартале темп прироста снизился до 65,3%. Рост выручки в «Яндекс Лавке» за январь—сентябрь был оценен в 40% по сравнению с предыдущим годом в рамках презентации финансовых результатов за третий квартал. По данным Infoline за первое полугодие был зафиксирован прирост в 55,3%.
Уменьшение темпов роста розничного бизнеса отражает переход потребителей к экономии. Данная тенденция отрицательно отражается как на общем объеме товарооборота, так и на доходности розничного бизнеса. В компании Х5 отметили, что рост в продовольственной рознице замедляется из-за общего ослабления экономики. Физический объем продаж в этом году может вырасти примерно на 2% по сравнению с 6–7% годом ранее. Однако, согласно компании, «Чижик» продолжает привлекать покупателей, которые рационализируют свои расходы.
В «Яндекс Лавке» рост бизнеса связывают с экспансией в регионах: с января по сентябрь сервис начал работу в восьми новых городах благодаря развитию франшизы. Наиболее перспективными направлениями считаются категории цветов и заказов из аптек в компании из-за их высокой маржинальности и перспективного развития. В компании Ozon отмечают, что рост продаж продовольственных товаров способствует улучшению инфраструктуры для быстрой доставки.
Жесткие дискаунтеры лидируют в рейтинге быстрорастущих сетей
Лидирующие позиции в списке быстрорастущих сетей Infoline занимают жесткие дискаунтеры. В этот список входят Smart, «Победа», «Чеснок» и «Рубль». Именно эта категория магазинов показывает наиболее активный рост открытий за последние годы. С января по июль количество таких магазинов увеличилось на 9,1% по сравнению с предыдущим годом и достигло 11,5 тысячи. Генеральный директор компании «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что региональные игроки продолжают свое развитие, но сталкиваются с увеличивающейся конкуренцией со стороны федеральных сетей. Многие из них также расширяют сферу своего влияния в формате мягких дискаунтеров, к которым относятся такие компании, как «Магнит», «Дикси» и «Пятерочка».
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов отмечает, что жесткие дискаунтеры выходят вперед по темпам увеличения выручки в два с половиной раза по сравнению с остальными форматами. Он считает, что их активная экспансия будет продолжаться. На данный момент жесткие дискаунтеры составляют всего лишь 6% от общего объема розничного товарооборота. Однако управляющий партнер компании "Ванчугов и партнеры" Алексей Ванчугов полагает, что период активного роста FMCG-ритейлеров уже прошел. В будущем он не ожидает значительного увеличения выручки, которая, скорее всего, будет возрастать не более чем на 10-20% в год. Это связано с постепенным замедлением темпов региональной экспансии: стоимость открытия новых магазинов становится все более высокой.

