Как бывает?
Схем обмана людей — множество! Всех их объединяет два момента.
- Во-первых, аферисты умело втираются в доверие, забалтывают, играют на струнах души, держа в тонусе и напряжении во время разговора.
- Во-вторых, нанесенный мошенниками ущерб в каждом конкретном случае исчисляется десятками, сотнями тысяч, миллионами рублей. Запутавшиеся граждане, идущие на поводу обмана, берут в долг, оформляют кредиты, займы… в результате оказываясь без собственных средств и с долгами.
Как же быть, если вы попались на удочку аферистов и перевели на их карты и счета деньги?
Рассмотрим с Вами ниже.
Почему не могут отследить, где деньги?
Как правило, переводы с карты на карту, со счета на счет даже разных банков осуществляются мгновенно. Бывают случаи, когда перевод поступает в течение одного-трех дней — все зависит от банка-отправителя и банка-получателя.
При подозрительных действиях порой включается банковская антифрод-система — механизм предотвращения мошеннических операций. В этом случае финансовая организация просит клиента подтвердить перевод или отправить его повторно.
Злоумышленники, дабы не оставлять следов и запутать передвижением похищенных денег, просят перевести средства на подставной счет, который оформил за вознаграждение сторонний человек.
Однако, чтобы не было возможности отменить перевод средств, аферисты молниеносно снимают деньги со счетов или переводят в другие банковские организации. Все для того, чтобы их след потерялся.
Обращение в банк.
- Во-первых, позвоните на горячую линию банка или напишите в чат мобильного приложения, в службу поддержки на официальном проверенном сайте финансовой организации.
Сотрудники службы поддержки должны проконсультировать вас насчет сложившейся ситуации и дальнейших действий. - Во-вторых, обратитесь в банк с просьбой отменить перевод. Как правило, при личном заполнении документа стоит детально описать произошедшее, указав все обстоятельства перевода — дату, сумму, реквизиты получателя.
Сотрудники банка после регистрации обращения должны присвоить ему номер. А вы в праве попросить копию заявления, которую в дальнейшем можно будет предоставить полиции.
Банк должен отправить обращение о возврате средств в банк получателя, который направит владельцу счета информацию о необходимости вернуть деньги. Как правило, это не приводит к положительному результату.
Важно! Если вы самостоятельно перевели мошенникам деньги, они не были украдены преступниками, то банк вправе отказать возвращать деньги. Так как формально клиент добровольно, без принуждения совершил перевод.
Доказать факт мошенничества будет трудно.
Обращение в правоохранительные органы
Если банк отказал возвращать деньги — обратитесь в полицию с заявлением о мошенничестве. Как минимум, правоохранительные органы смогут запросить информацию о получателе перевода.
При обращении в правоохранительные органы необходимо указать информацию:- Ваши контактные данные — ФИО, адрес, номер телефона;
- Детальное описание произошедшего (точную дату, время, перечисленную вами сумму и другие обстоятельства случившегося);
- Известную вам информацию о мошенниках;
- Требование вернуть вам похищенные деньги.
Не лишним будет приложить любые доказательства факта мошенничества: скриншоты переписки в соцсетях или мессенджере, запись телефонного разговора (некоторые модели телефонов делают это в автоматическом режиме), квитанции, банковские выписки, копию банковского заявления и другое.
Потребуйте у сотрудника документ, подтверждающий, что ваше заявление зарегистрировано. Это послужит гарантией начала расследования.
Дальнейшее развитие событий зависит от изощренности мошенников и грамотности оперативных действий полиции.
Злоумышленника могут найти и при достаточной доказательной базе предъявить ему обвинение, доведя дело до судебного разбирательства. Даже если организатора мошеннической схемы или конечного получателя средств установить не удастся, есть вероятность отсудить похищенные деньги у подставного лица — владельца счета получателя. Его действия будут квалифицированы как неосновательное обогащение.
Судебное расследование.
Помните, что судебное расследование дела — процесс не быстрый и может занять несколько недель или месяцев. Однако этот механизм возвращения денежных средств эффективнее, чем обращение в банк.
С поддержкой опытного юриста шансов выиграть дело, разумеется, выше. Адвокат поможет и грамотно написать заявление в суд, и собрать пакет необходимых документов и выстроить тактику отстаивания ваших интересов.
Что делать, если все разводят руками?
Бывают и так, что факт мошенничества признан, вы — официальная жертва, но ни банк, ни полиция не могут выйти на след преступника.
Что делать в ситуациях, когда официальные органы разводят руками, а у вас — долги и кредиты на несколько миллионов, обеспечение которых «съест» весь ваш доход?
Решить проблему даже такого уровня возможно, обратившись к профессионалам — агентству «Рефинанс». Команда специалистов в области финансов и банковского дела поможет решить любые финансовые задачи. У агентства есть доступ к партнерским программам более 30 банков Российской Федерации, которые предоставляются клиентам «Рефинанс» и не доступны общей категории клиентов.
Как избежать ловушек мошенников?
- Будьте бдительны со ссылками, которые приходят к вам в мессенджерах. В особенности, если приходят от незнакомцев или пользователей, просящих проголосовать в том или ином опросе. Не переходите по сомнительным ссылкам.
- Не передавайте одноразовые пароли, данные банковских карт и счетом посторонним людям. Как правило, сотрудники банка смогут решить ваши проблемы без этих данных, в крайнем случае — пригласят в отделение банка.
- Включите двухфакторную аутентификацию для защиты ваших аккаунтов в мессенджере, социальных сетях, сервисах электронной почты.
- При получении сообщения от друга или родственника с просьбой одолжить деньги, сначала свяжитесь с ним другим способом, например, по телефону, чтобы удостовериться, что запрос действительно от него.
- Будьте бдительны, если вас просят перевести деньги на карту другого человека. Мошенники часто используют подставные счета для переводов. При переводе средств лучше использовать номер телефона получателя, а в назначении платежа указывать информацию о цели перевода, например, «в долг» или «по просьбе от [число и год]».