Стратегическое приобретение в индустрии рыбной продукции
Крупный поставщик рыбы и морепродуктов «Юнифрост» готовится выкупить бизнес группы «Меридиан», специализирующейся на выпуске пресервов. Сделка оценивается в более чем 5 млрд рублей. Приобретение поможет «Юнифросту» укрепить свои позиции в сфере крабовых палочек и пресервов.
ООО «Юнифрост» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о покупке трех компаний, входящих в группу «Меридиан»: АО «Меридиан», ООО «Торговый дом "Меридиан"» и ООО «Меридиан-Трейдинг». Каждую из них «Юнифрост» намерен приобрести на 100%.
Пока происходит оформление сделки, конкретные детали не разглашаются. Представители «Меридиана» утверждают, что ее завершение может занять несколько месяцев после получения необходимых разрешений. Иван Пешков, руководитель департамента M&A BGP Capital, оценивает стоимость бизнеса ГК «Меридиан» в 5–7 млрд рублей с учетом долга.
В 2023 году объем поставок «Юнифроста» составил 80 тыс. тонн, но компания значительно выросла с тех пор. В 2024 году она приобрела ГК «Агама» и также рассматривала возможность покупки российского бизнеса Viciunai Group, производителя крабовых палочек Vici. В начале 2024 года стало известно о переносе ее структур в состав УК «Группа "Океан"».
По словам Ивана Пешкова, «Юнифрост» активно развивается от B2B-дистрибутора к вертикально интегрированной компании. Приобретение производственных мощностей ГК «Меридиан» позволит расширить ассортимент продукции. Эксперт в области FMCG не исключает дальнейших сделок, отмечая заинтересованность группы в активах, связанных с рыбопереработкой.
На данный момент «Юнифрост» является лидером в отрасли импорта и дистрибуции рыбной продукции, но этот бизнес сопряжен с рисками, включая ограничения на поставки из определенных стран.
Диверсификация бизнеса в рыбопереработке
Приобретение активов в сфере рыбопереработки открывает новые возможности для расширения бизнеса и укрепления позиций на рынке. Эксперт оценивает потенциальную доходность этого шага в 14%. Сделка по покупке "Меридиана" позволит "Юнифросту" увеличить свою долю на рынке крабовых палочек до 60% и на рынке пресервов до 35–40%.
Вторым направлением для расширения активов "Юнифроста" на рыбном рынке могли бы стать добыча рыбы или развитие аквакультуры. Однако, по мнению эксперта, эти секторы требуют крупных инвестиций, и приобрести значительные активы за 5–7 миллиардов рублей нереально.
Согласно анализу компании "Нильсен" и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, объемы продаж рыбы и морепродуктов в рознице за период с апреля 2024 года по март 2025 года увеличились на 4% по сравнению с предыдущим годом. Продажи селедки возросли на 5%, а продукции на основе рыбы и спредов — на 9%. Особенно значительный рост продемонстрировали замороженные полуфабрикаты из рыбы: их объемы увеличились на 18% год к году.