Смещенное восприятие инфляции
Общество часто забывает, что цены могут не только возрастать, но и снижаться. Из-за этого возникает ситуация, когда ощущение роста цен у людей превышает официальные данные, предоставленные Росстатом, заявил вице-председатель Центробанка РФ Алексей Заботкин.
«Люди гораздо дольше помнят моменты стремительного увеличения стоимости товаров, нежели периоды, когда цены на них снижались. К примеру, никто не вспоминает, что как яйца, так и курица становились дешевле в 2022, 2019 и 2017 годах», - отметил он в беседе с изданием «Комсомольская правда».
По мнению Заботкина, для многих людей станет неожиданностью узнать, что за последние 10 лет цены на картофель почти не менялись, поскольку люди помнят лишь взлет цен в 2020 году, но забыли о понижении в 2022 и 2023 годах.
«Такое субъективное восприятие искажает понимание инфляции и заставляет считать, что цены растут быстрее, чем сообщают официальные данные», - пояснил вице-председатель Центробанка.
Согласно результатам опросов за январь, чувствуемая инфляция составила 16,3%, в то время как официальные данные Росстата указывают на 7,4%. Заботкин отметил, что это различие объясняется тем, что люди интуитивно сравнивают нынешние цены с теми, что были до всплеска в 2022 году, когда инфляция выросла на 10%.
«И этот фактор практически совпадает с разницей между официальными данными и чувствуемой инфляцией», - добавил он.