Депутаты предлагают запретить рекламу безалкогольного пива
Исследование о потреблении безалкогольного пива
Всенародный центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) в сотрудничестве с Институтом проблем юридического регулирования НИУ Высшая школа экономики провели в феврале опрос граждан о потреблении безалкогольного пива. В результате выяснилось, что основная часть потребителей по-прежнему предпочитают алкогольное пиво. Однако продажи безалкогольного продукта растут в два раза быстрее, чем продажи традиционного. Так, 15% потребляющих безалкогольное пиво заявили, что за последний год стали пить чаще безалкогольное, в то время как всего лишь 7% выбравших для себя алкогольное пиво стали пить его чаще.
По мнению авторов исследования, безалкогольное пиво рассматривается потребителями как самостоятельный, полноценный напиток. Большинство опрошенных (60%) понимают, что реклама пива по телевизору касается исключительно безалкогольного варианта, учитывая, что телевизионная реклама алкоголя абсолютно запрещена. Лишь 7% неправильно думают, что законодательством России разрешена реклама алкогольного пива. Интересный факт заключается в том, что те, кто употребляют только безалкогольное пиво, в целом реже употребляют алкоголь, включая крепкие напитки, вино и сладкие газированные напитки.
Согласно данным статистического управления, приросте безалкогольного пива приводит к уменьшению употребления алкогольных напитков. С такой динамикой вместе с высоким уровнем по информирования аудитории о правилах рекламы безалкогольного пива, выявленных в исследовании, делается заключение о том, что реклама безалкогольного пива не влияет на рост потребления алкоголя", - прокомментировала директор Института проблем юридического регулирования НИУ "Высшая школа экономики" Анна Сутырина.
В соответствии с исследовательской компанией Нильсон, продажи безалкогольного пива в 2024 году возросли на 11,9% по сравнению с 2023 годом. Доля безалкогольного напитка с 2016 года по 2024 год увеличилась с 1,2% до 2,3%. В то время употребление алкогольного пива снижается, отмечает председатель подкомитета по развитию инвестиционных и регуляторных инициатив участников рынка пива и безалкогольных напитков Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной политике Максим Новиков. По его мнению, это связано с усилиями государства и общества по уменьшению употребления алкоголя и общим трендом на здоровый образ жизни.
"Ограничения на рекламу безалкогольного пива приведут к невозможности продвижения этой категории, а также сокращению объемов производства и, в перспективе, переключению на алкогольные напитки" - считает он.
Будущие возможности для безалкогольного пива обширные, полагает вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ", президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. А потенциальное запрещение ставит производителей безалкогольного пива в несправедливые конкурентные условия по сравнению с другими категориями безалкогольных напитков - соков, кваса, лимонадов и так далее, считает он.
По его взгляду, это кажется нелогичным. "Категория безалкогольного пива воспринимается потребителями как самостоятельный сегмент. Он активно развивается, привлекая все больше аудитории. Отсутствие возможности продвижения создаст риски для этого развития, приведет к снижению объемов производства безалкогольного пива, сокращению загрузки производственных мощностей предприятий и рабочих мест, а также повлечет социальные последствия" - считает Максимов.
С этим мнением согласен исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов. "Предложения авторов законопроекта подрывает усилия отрасли по продвижению ответственного потребления и развитию культуры потребления алкоголя в целом. В долгосрочной перспективе это чревато обратным эффектом - переходом потребителей на алкогольные, преимущественно крепкие, напитки, активизацией нелегального рынка" - считает он.
Запрет повлияет на доходы смежных отраслей, включая рынок рекламы и медиакоммуникаций, а также спортивные лиги и клубы, которые могут потерять внебюджетные средства на развитие спорта высокого уровня и привлечение болельщиков на матчи, добавляет Мамонтов.
Вместо запрета, следует заниматься профилактикой и проводить просветительские кампании, которые поощряют ответственное употребление алкоголя, по мнению координатора общероссийского проекта "Автотрезвость" Юлии Денисовой.
Развитие категории безалкогольного пива
Она утверждает, что направление безалкогольного пива необходимо активно расширять, так как это соответствует стратегии государства по поддержке здорового образа жизни. Сейчас совместно с ведущими пивоварнями проект проводит множество профилактических нестандартных мероприятий, которые привлекают внимание и оказывают влияние.
"Возможные ограничения могут привести к остановке запланированных инициатив и уничтожить уже вложенные усилия", - утверждает Денисова.