Темпы роста российского аптечного рынка снижаются
Сокращение темпов роста объема российского аптечного рынка составило 5 процентных пунктов. За первое полугодие его оборот увеличился лишь на 12%, достигнув 1,1 трлн рублей. Это обусловлено, в том числе, сокращением продаж лекарств без рецепта. Популярность таких препаратов снизилась из-за отсутствия сезонного подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом в этом году. Тем временем, продажи рецептурных препаратов поощряются развитием телемедицины и увеличением продаж аналогов «Оземпика».
Объем российского аптечного рынка за январь-июнь 2025 года составил 1,1 трлн рублей, увеличившись на 12% по сравнению с прошлым годом, как показывают данные DSM Group. Темпы роста рынка значительно замедлились: если в первом полугодии 2024 года рост составил 17%. Эта тенденция объясняется сокращением продаж лекарственных средств. Согласно DSM Group, в январе—июне 2025 года было продано 2,1 млрд упаковок лекарств, что на 3% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. В денежном выражении этот показатель увеличился на 10%, достигнув 872,9 млрд рублей. Оставшийся объем рынка представлен парафармацевтическими препаратами.
Снижение продаж лекарств отмечено за счет безрецептурных препаратов. За январь—июнь объем продаж таких препаратов составил 1,22 млрд, что на 5,5% меньше, чем годом ранее. Это сокращение более чем в 2 раза превышает показатель первой половины 2024 года. Уменьшение продаж безрецептурных лекарств объясняется отсутствием сезонного пика заболеваемости гриппом и ОРВИ в текущем году. Уровень заболеваемости гриппом к осени—зиме 2024–2025 годов снизился до 120 на 100 тыс. населения, что является самым низким показателем за последние 30 лет. Снижению заболеваемости способствовали массовые вакцинации населения и относительно теплая зима.
Продажи рецептурных препаратов по данным DSM Group за первое полугодие 2025 года достигли 890,17 млрд упаковок, увеличившись на 0,1% по сравнению с прошлым годом. Оборот вырос на 14%, достигнув 490,7 млрд рублей.
Доля рецептурных препаратов на российском фармацевтическом рынке в первой половине года согласно DSM Group увеличилась на 1,4 процентного пункта, достигнув 42,3%. В денежном выражении рост составил 1,8 процентного пункта, достигнув 56,2%. Такие же тенденции наблюдаются по данным RNC Pharma, показывающим увеличение доли рецептурных препаратов в аптечной рознице с 43,7% до 45% в натуральном выражении.
Рост рецептурного сегмента в последние годы объясняется удовлетворением отложенного спроса после пандемии, считает генеральный директор "ФармЗнание" Елена Ватутина. Она также подчеркивает важность развития телемедицины: благодаря удаленным сервисам пациентам стало проще обращаться к врачам за рецептами. Данные агентства Smart Ranking свидетельствуют о росте российского рынка телемедицины на 15,3% по итогам первой половины 2025 года, достигнув 9,9 млрд рублей.
Росту рынка рецептурных препаратов
Поддерживает расширение рынка рецептурных препаратов активное развитие определенных категорий лекарств. Например, препараты, аналогичные "Оземпику" на основе семаглутида, быстро завоевали популярность из-за повышенного интереса к похудению. Обычно их продают по рецепту врача. По данным DSM Group, "Семавик" стал лидером продаж среди рецептурных препаратов в первой половине 2025 года. Объем продаж вырос в 5,7 раза по сравнению с прошлым годом.
Елена Ватутина отмечает изменения в стратегии производителей фармацевтики. Крупные компании ставят на инновационные рецептурные продукты с высокой рентабельностью и подтвержденной эффективностью, по словам эксперта. Сокращение расходов на маркетинг со стороны фармацевтических компаний, по мнению директора по коммерческим продуктам ГК "АСНА" Андрея Ткаченко, частично объясняет спад продаж безрецептурных лекарств.