Снижение темпов роста потребления в России
Темпы увеличения объема продаж товаров питания за январь—март уменьшились в несколько раз по сравнению с прошлым годом из-за влияния инфляции, особенно заметного в категориях фруктово-овощной продукции, морепродуктов и рыбы. Это замедление спроса заставляет компании откладывать запуск новых инвестиционных проектов.
В пересчете на натуральные единицы, продажи продуктов питания в России увеличились на 2,1% в январе—марте в сравнении с предыдущим периодом. Показатели роста значительно замедлились: за первый квартал прошлого года прирост составлял 6,8%, за второй — 6%, за третий — 7,8%, за четвертый — 5,2%. По данным компании "Нильсен", объем натуральных продаж продуктов питания в офлайн и онлайн ритейле в первом квартале увеличился на 4,4%. В то же время, в январе—марте 2024 года показатель составлял 10,2%.
Дмитрий Леонов, заместитель председателя ассоциации "Руспродсоюз", сообщает о замедлении роста продаж продуктов среди членов организации. Это косвенно подтверждают также данные о расходах потребителей. По информации T-Pay, количество транзакций на продукты питания в первом квартале выросло лишь на 2% по сравнению с прошлым годом, в то время как денежный объем увеличился на 12%.
В торговых сетях также наблюдается замедление роста потребления: потребители стали аккуратнее тратить свои средства, отмечает глава президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов.
Эксперты считают данную тенденцию скорее нормализацией роста спроса после высоких темпов во второй половине 2023 и 2024 года. Аналитики "Нильсен" также указывают, что на фоне более высокой базы прошлых лет, рост становится более сложным.
Аналитики из Ntech отмечают, что замедление роста потребления продуктов началось при увеличении инфляции. По данным Росстата, цены на продукты питания к марту 2025 года увеличились на 12,4% по сравнению с прошлым годом, что в полтора раза выше, чем показатель за март 2024 года (8,1%). "Рост доходов населения не компенсирует увеличение цен", — отмечает Дмитрий Краснов, управляющий директор центра компетенций в АПК "Рексофт Консалтинг".
Замедление роста спроса на продукты питания
Замедление увеличения потребления, согласно данным Ntech, уже привело к остановке возрастания спроса на товары, которые ранее пользовались популярностью. Это затронуло чипсы, кремы, морепродукты, икру и готовые салаты, уточняют эксперты. Согласно информации от "Нильсен", минимальный прирост естественных продаж в первом квартале показали замороженные товары — 0,5% год к году, для молочной продукции рост составил 2,2%, а продажи перекусов упали на 1%. Г-н Богданов называет основными факторами для ретейлеров новые продукты брендов, собственные марки сетей в категориях свежих молочных, мясных товаров и полуфабрикатов.
Дмитрий Краснов прогнозирует наибольшее замедление роста спроса в конце 2025 года в категориях товаров с увеличением цен. Это фрукты и овощи, рыба и морепродукты, определенные сегменты мясной и молочной продукции, алкоголь, сладости, перечисляет он. Согласно Ntech, товары считаются "опасными" с точки зрения инфляции многие колбасные изделия, натуральные полуфабрикаты из мяса, пельмени, сахар, майонез, полутвердые и расплавленные сыры.
Дальнейший рост спроса на продукты питания будет зависеть от тенденций инфляции, считает г-н Леонов: "ее убывание может способствовать увеличению, а увеличение — будет сдерживать".
Усложнившаяся ситуация на рынке продовольствия может замедлить реализацию инвестиционных проектов, обратили внимание специалисты. "Проекты с окупаемостью более пяти-семи лет все чаще ставят на паузу: капитал инвестируется либо в "быстрые" проекты с относительно коротким ROI (окупаемость инвестиций), вроде птицеводства," — приводит пример г-н Краснов. Кроме того, добавляет он, на инвестиционную активность негативное влияние оказывает рост производственных издержек.