Онлайн заказы продуктов питания: зависимость от скидок и проблемы доставки
Покупатели с ограниченным бюджетом предпочитают заказывать продукты онлайн один-два раза в неделю и охотно используют промоакции и бесплатную доставку. Процент тех, кто делает онлайн-заказы ежедневно, не превышает 13%, согласно данным участников рынка e-grocery. Участники рынка считают, что высокая зависимость от скидок может замедлить рост сегмента. На данный момент онлайн-продажи составляют 5,6% от оборота продовольственной розницы.
Исследование агентства Go Mobile говорит о возможном замедлении роста сегмента e-grocery в среднесрочной перспективе из-за зависимости потребителей от постоянных скидок и чувствительности к стоимости доставки. Особенно это заметно среди потребителей с низким бюджетом на продукты до 5 тыс. рублей в месяц. 22% опрошенных Go Mobile предпочитают делать покупки на онлайн-площадках. Гендиректор компании Елена Никитина отмечает, что покупатели с ограниченным бюджетом чаще привлекаются акциями, промокодами и бонусными программами, предпочитая закупаться впрок.
Опрос компании показал, что самыми чувствительными к высоким ценам и платной доставке являются покупатели с минимальной частотой заказов. 63% тех, кто заказывает продукты раз в полгода, обращают внимание на цены, и 75% обращают внимание на платную доставку. У покупателей, делающих заказ раз в месяц, на цены обращают внимание 57%, на доставку — 46%.
Для регулярных покупателей продуктов онлайн важным является удобное приложение и большой ассортимент. Согласно опросу, проведенному сервисом «Купер», наиболее важными критериями для покупателей являются цена товаров (58%), скорость доставки (45%), качество продуктов (40%), ассортимент (39%) и стоимость доставки (38%).
Онлайн-покупки продолжают оставаться наиболее популярными один-два раза в неделю. Согласно Go Mobile, только 13% опрошенных делают покупки каждый день. В основном, рост рынка продуктов питания онлайн происходит за счет развития в регионах. Однако проблемы с логистикой в отдаленных районах требуют значительных вложений и могут увеличить стоимость доставки, особенно для скоропортящихся продуктов, отмечает Ольга Сумишевская, партнер компании One Story.
Популярность категории "фреш" и предпочтение офлайн-розницы
Вопреки росту интереса к "фреш" продуктам в крупных городах, большинство покупателей предпочитают покупать эти товары в магазинах. Согласно результатам исследования Go Mobile, лишь 24% опрошенных (за исключением Москвы и Подмосковья) готовы делать покупки через интернет, причем четверть не захотели бы приобретать десерты и сырое мясо. Наименьший интерес к онлайн-шопингу проявляют жители Дальнего Востока и Северного Кавказа. По мнению Елены Никитиной, это может быть связано как с отсутствием в этих регионах крупных онлайн-продавцов, так и со значительной ролью традиционных рынков и местных магазинов.
Алина Мигачёва