Америка вводит жесткие пошлины на импорт
В ночь с 2 на 3 апреля 2025 года в США вступили в силу «зеркальные» тарифы на импорт из 185 стран. Эти меры направлены на защиту местных производителей и налогоплательщиков, а также на устранение торгового дефицита и восстановление справедливости. Однако такие действия могут привести к серьезным изменениям в мировой торговле, снижению доли США в этой сфере и негативно сказаться на экономике страны, замедлив ее рост и увеличив инфляцию.
Президент США Дональд Трамп объявил о введении 10% ввозной пошлины на импорт из 185 стран с 5 апреля. Также введены повышенные пошлины для стран, нарушающих торговую баланс с США, которые начнут действовать с 9 апреля.
Повышение тарифов оказалось намного выше ожидаемого. Например, наивысшие ставки будут установлены для таких стран, как Камбоджа — 49%, Вьетнам — 46%, Шри-Ланка — 44% и другие.
Страны, такие как Россия, не оказались в списке объектов повышенных тарифов из-за низкого импорта в США. Санкции против РФ существенно сократили объем российских товаров ввозимых в США.
Также был введен отдельный тариф в 25% на автомобили и автозапчасти, затрагивающий импорт на сумму $600 млрд. Япония, крупнейший поставщик автомобилей в США, может потерять до $12 млрд ежегодно из-за этого решения.
Изменения в пошлинах на импорт в США: анализ
Неожиданным шагом стало включение в указ о пошлинах и четырехзначной группы кодов товарной номенклатуры, охватывающих всю импортируемую в Соединенные Штаты компьютерную технику, общий объем которой в 2024 году достиг $138,6 миллиардов. Дополнительно был подписан исполнительный поручение, закрывающий «лазейку» в виде возможности беспошлинного ввоза недорогих товаров из Китая с использованием почты — отныне они будут автоматически облагаться пошлиной по ставке в $25 или 30% от таможенной стоимости; с 1 июня минимальная пошлина составит $50 за посылку. Следует отметить, что это значительный канал беспошлинного ввоза — в 2024 году количество посылок без таможенного оформления (режим de minimis), согласно данным Reuters, превысило 1,4 миллиарда.
Полученные доходы от новых пошлин предполагалось, что, согласно администрации США, составят $600 миллиардов в год — это половина торгового дефицита страны, который в 2024 году достиг $1,2 триллиона.
При этом Соединенные Штаты оставляют за собой право на увеличение пошлин в случае введения другими странами ответных ограничений: такие полномочия были описаны как «полномочия по внесению изменений, предоставляющие президенту Трампу возможность увеличить тариф, если торговые партнеры примут ответные меры, или снизить его, если они предпримут значительные шаги по корректировке неравных торговых соглашений и достигнут соглашения с США в сферах экономики и национальной безопасности», как сообщается в заявлении Белого дома.
Ранее аналитики ожидали, что изменения будут более умеренными, и в соответствии с оценками Института международных финансов, даже в данном виде они окажутся значительными для крупнейших торговых партнеров США, в первую очередь для Мексики (чей экспорт в США составляет пятую часть ее ВВП), Вьетнама (30% ВВП) и Таиланда (11,6%).
Принимая меры по повышению пошлин, Вашингтон выбрал срединный подход из предложенных офисом экономического советника Белого дома Кевина Хессета — более мягкий включал в себя «плоскую» ввозную пошлину в размере 10%, тогда как более строгий предусматривал полное возмещение неравновесия в торговле, но в своем заявлении президент США назвал выбранный вариант «добрым», в среднем направленный на компенсацию лишь половины недополученного со стороны некоторых государств «несправедливого» обращения в торговле. При этом в оценке дисбаланса, следуя заявлениям господина Трампа, учитывалась как разница в уровне пошлин при встречных поставках, так и нетарифные барьеры для поставок американских товаров, усиливающие торговый дисбаланс.
Анонсированные меры явным образом ставят себя как протекционистские со стороны американских властей — предполагается, что они должны привести к «рестарту» промышленности Соединенных Штатов и способствовать возврату производств, перенесенных в другие страны.
Импортозамещение и мировая торговля
Планируемые изменения валютно-экономической политики для компаний США, оглашенные на будущее лето 2025 года, напоминают стратегию импортозамещения, принятую в России несколько лет назад. Тем не менее, эффективность такой стратегии в основном ограничивается отдельными секторами и локальным производственным замещением некоторых технологических компонентов. Без технологического суверенитета полное избавление от импорта невозможно, и наличие торговых преград приводит к удорожанию и запоздалой поставке иностранного оборудования, что уменьшает результативность инвестиций.
Однако, в отличие от России, американские власти заявили о намерении не облагать пошлинами критически важные для производства и национальной безопасности импортные продукты. Белый дом сообщил о том, что критические виды товаров, такие как энергоресурсы и некоторые другие природные ресурсы, которые отсутствуют в США, не будут облагаться пошлинами.
Одним из критических различий между США и Россией, которое может повлиять на результаты импортозамещения, является размер и платежеспособность внутреннего рынка. В России запуск новых проектов часто ограничивается именно этими факторами, в то время как для США такие ограничения почти отсутствуют.
Хотя применение протекционистских мер в США может изменить глобальную торговлю и способствовать формированию новых региональных блоков с растущими торговыми барьерами, идея отказа от мировой торговли в пользу экономического изоляционизма может привести к негативным последствиям. Экономически обоснованная стратегия устранения торговых преград и расширения конкуренции может оказаться более продуктивной в долгосрочной перспективе.