Железная дорога Курагино—Кызыл—Хами: поиск инвесторов и международные переговоры продолжаются

Железная дорога Курагино—Кызыл—Хами: поиск инвесторов и международные переговоры продолжаются

Новости
04
Рефинанс

Поиск инвестора для проекта железной дороги

Проект железной дороги Кызыл—Курагино, который планируется продлить до Монголии и Китая, все еще актуален. Идет активный поиск инвестора, готового хотя бы оплатить предварительное технико-экономическое обоснование (ТЭО). Предполагается, что строительство дороги протяженностью более 2,2 тыс. км будет осуществлено за счет частных средств. Однако эксперты высказывают сомнения в возможности привлечения инвесторов, если, конечно, не предоставить шанс китайским компаниям. Также необходимо заключить отдельные соглашения с Монголией, учитывая ее конкуренцию с Россией в поставках коксующегося угля в Китай и стремление увеличить экспорт.

Правительство продолжает работать над строительством железной дороги Курагино—Кызыл—Хами (Китай), согласно информации, полученной от источника, ознакомленного с письмом вице-премьера Виталия Савельева для президента Владимира Путина от 29 июля. В документе указывается, что общая длина магистрали составит около 2250 км.

Основными грузопотоками, которые должны проходить по этой дороге, станут грузы с месторождений Тувы и соседних регионов, такие как уголь, железная руда и цветные металлы. Кроме того, дополнительную транспортную нагрузку могут представлять зерно, нефть, лес и минерально-сырьевые материалы с уже существующих маршрутов, а также расширение производства продукции лесной промышленности и минеральных удобрений.

Предполагается строительство дороги при помощи частных инвесторов, аналогично Тихоокеанской железной дороге "Эльги". Сейчас приоритет заключается в поиске подходящего инвестора, способного обеспечить разработку предварительного технико-экономического обоснования для проекта, как сообщает источник.

Изначальное соглашение о строительстве участка дороги Кызыл—Курагино протяженностью 410 км было заключено на Петербургском международном экономическом форуме-2008 с бывшим сенатором, основателем Межпромбанка Сергеем Пугачевым. Планировалось, что эта дорога соединит Элегестское месторождение с запасами 855 млн тонн коксующегося угля с железнодорожной сетью. В 2018 году было заключено концессионное соглашение с Русланом Байсаровым, обладателем лицензии на Элегест, на срок 30 лет, общая стоимость проекта оценивалась в 192,4 млрд рублей. Однако через три года концессия была приостановлена. Возобновление обсуждения проекта произошло в 2022 год, рассматривая его как часть Центрально-Евразийского транспортного коридора (ЦЕТК), который будет проходить через Монголию в Китай и планируется к реализации к 2035 году или позднее.

Исследование перспектив перевозок угля на юг Сибири

В 2025 году в рамках ПМЭФ Красноярский край, Хакасия и Тува заключили соглашение с Центром стратегических разработок о сотрудничестве. Основной задачей стало изучение перспективных перевозок угля в регионах Сибири до 2050 года. По информации от ОАО РЖД, региональные власти работают над технико-экономическим обоснованием проекта, в рамках которого первоочередно оценивается потенциальная грузовая база.

Правительство Красноярского края обсуждало возможный маршрут через монгольский Ховд до Урумчи (КНР), однако это не соответствует дистанции по Монголии, указанной в документе. Примерно десять лет назад, в 2016 году, Монголия, Россия и Китай одобрили два железнодорожных коридора, объединяющих три страны: западный (Курагино—Кызыл—Цаган-Толгой—Урумчи) и северный (Курагино—Кызыл—Цаган-Толгой—Эрдэнэт—Пекин—Тяньцзинь). Рассматривался также прямой маршрут в Китай через Горный Алтай, но сейчас этот вариант находится на паузе.

Более половины планируемых грузов по маршруту Кызыл—Курагино — это уголь, сообщал первый заместитель главы Минтранса Валентин Иванов в 2024 году. Основной акцент ранее делался на запасах угля в регионе, оцененных в 20,2 млрд тонн. Из них 61% и 23% составляют коксующиеся угли марок «Ж» и «ГЖ» соответственно. Приблизительно 13% объема угольных запасов уже были лицензированы для разработки: речь идет о разрезах Улуг-Хема (Элегест, Восточный и Центральный участки), Каа-Хемском и Чаданском.

Как дополнительные ресурсы рассматривались медно-порфировое месторождение Ак-Суг, полиметаллическое месторождение Кызыл-Таштыг, редкоземельно-гематит-барит-флюоритовое месторождение Карасуг, редкометалльное месторождение Улуг-Танзек, месторождение нефелиновых руд Баянкольское.

У Монголии, которая является транзитом для маршрута, есть значительные запасы коксующегося угля и спрос на него. В 2024 году Монголия, являющаяся одним из крупнейших экспортеров коксующегося угля в Китай, поставила в страну 56,8 млн тонн угля, на 5% больше по сравнению с предыдущим годом. В первом полугодии 2025 года экспорт угля из Монголии сократился на 13%, до 33 млн тонн, из-за падения спроса в Китае.

С развитием железнодорожной сети в Монголии металлургический уголь с месторождения Таван-Толгой начал вытеснять российский уголь. В конце 2022 года была запущена линия Таван-Толгой—Гашуунсухайт (на границе с Китаем с монгольской стороны) емкостью 30 млн тонн. На данный момент уголь доставляется на границу с Китаем автотранспортом, однако в феврале начали строить железную дорогу Гашуунсухайт—Ганцмод вместимостью 30 млн тонн (широкая колея) и 10 млн тонн (узкая), что поможет решить проблему.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит без отказа
Хочу кредит

Экспорт угля из Монголии в Китай увеличивается

Специалист Егор Шерин утверждает, что перевозка угля из Южной Монголии в Китай по железной дороге обходится гораздо дешевле, чем автотранспортом, себестоимость составляет $12 за тонну в сравнении с $47. В 2024 году объем экспорта угля через погранпереход Гашуунсухайт—Ганцмод в Китай достиг 80 млн тонн, что на 21% превышает данные предыдущего года.

Представитель господина Савельева выделил в письме необходимость исследования вопроса по предоставлению Монголией гарантий на транзит грузов через ее территорию в направлении Китая. Монголия играет значительную роль в поставках угля в КНР.

Известно, что Россия стремится к ограничению иностранных инвестиций, включая Китай. По мнению президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павла Иванкина, для развития железнодорожных маршрутов важно привлечь интерес со стороны российских угольных компаний. Однако пока бизнес не проявляет значительного внимания к этому направлению. Президент считает, что привлечение китайских партнеров может укрепить позицию в переговорах с Монголией, однако для этого необходимо разрешение президента.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Российский рубль укрепился: курс доллара — 79,78, евро — 92,88, юаня — 11,07
Аналитика
Российский рубль укрепился: курс доллара — 79,78, евро — 92,88, юаня — 11,07
Российская валюта укрепляется к доллару, евро и юаню. Курсы доллара, евро и юаня на 11 августа.
11 августа
02
Аэропорт Пензы возобновил полеты после снятия временных ограничений из-за угрозы БПЛА
Кредитная история
Аэропорт Пензы возобновил полеты после снятия временных ограничений из-за угрозы БПЛА
Аэропорт Пензы возобновил прием и отправку рейсов после снятия временных ограничений, ранее введенных из-за угрозы атаки беспилотников. Об этом сообщила пресс-служба Росавиации.
11 августа
01
ГТЛК выходит на рынок страхования: создаёт собственного брокера для работы с активами.
Безопасность
ГТЛК выходит на рынок страхования: создаёт собственного брокера для работы с активами.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) намерена создать собственного страхового брокера, что станет первым случаем на лизинговом рынке для компании, не входящей в банковскую или страховую группы. На начальном этапе брокер будет работать исключительно с активами ГТЛК, а позже планируется выход на коммерческий рынок. Это позволит компании получить доход от комиссий, которые могут достигать 50% от страховой суммы, и обойти регуляторные ограничения. Однако другие компании в отрасли пока не планируют аналогичных шагов.
11 августа
01