Снижение Погрузки Железнодорожных Операторов
По результатам девяти месяцев 2025 года объем погрузки крупнейших железнодорожных операторов сократился на почти 7% по сравнению с прошлым годом. Уменьшение объема грузов происходит в условиях низких тарифов, которые не покрывают растущие расходы на оплату и ремонты.
Погрузка топ-30 железнодорожных операторов за первые три квартала 2025 года сократилась на 6,9% по сравнению с прошлым годом и на 11,2% — с годом ранее. Федеральная грузовая компания сократила объем перевозок на 30,3%, занимая второе место в рейтинге. Первая грузовая компания, лидер рейтинга, увеличила погрузку на 3,2%.
В топ-20 рейтинга не произошло кардинальных изменений, однако в верхней части списка наблюдается перемещения. «Атлант» поднялся на четвертое место после покупки у «Деметра-Холдинга» оставшихся долей в других компаниях и приобрел дополнительно новый парк вагонов. Рейтинг компании «Деметра-Холдинг» снизился со стратегического третьего на шестое место. Railgo и «Нефтетранссервис» также внесли изменения в свои парки вагонов.
Незадействованный парк железнодорожных операторов вырос на 175,7 тыс. единиц по итогам трех кварталов 2025 года. Количество неисправных вагонов увеличилось из-за сокращения капремонтов.
Глава «Infoline-Аналитики» отметил сложности текущего года для операторов и предположил, что 2026 год будет наиболее трудным. Рост расходов на тарифы и убытки операторов остаются актуальными проблемами, так как не удается повысить ставки для клиентов.
Одним из главных проблемных вопросов является высокая плата за неиспользуемые вагоны, что оказывает значительное влияние на рентабельность операторов.
Рост стоимости ремонта и прогнозы экспертов
В текущем году расходы на ремонт значительно увеличились. Согласно Михаилу Бурмистрову, цены на капитальный ремонт различных видов вагонов значительно возросли. Например, ремонт полувагонов подорожал более чем в пять раз, достигнув отметки 1,1–1,4 миллиона рублей. Операции по ремонту крытых вагонов, зерновозов и платформ также стали дороже, а цены на цистерны увеличились минимум в два раза.
По словам эксперта, доходность различных видов подвижного состава остается на низком уровне, за исключением зерновозов, которые показывают некоторые положительные изменения, и минераловозов, которые поддерживают стабильный объем грузов. Большие железнодорожные компании вошли в кризис после рекордной прибыли 2023–2024 годов, и, несмотря на выплату дивидендов в размере 355,3 миллиарда рублей, что превысило чистую прибыль за 2024 год в полтора раза, у них нет финансового резерва для покрытия убытков. Согласно прогнозам экспертов, следующий год будет еще сложнее с финансовой точки зрения.
Владимир Савчук из ИПЕМ отмечает, что 2025 год отличается от предыдущих периодов, так как ставки аренды и предоставления вагонов значительно сократились. Например, ставки в сегменте полувагонов упали с 3 тысяч до 0,75–1 тысячи рублей за вагон в сутки. По мнению господина Савчука, к концу 2025 года рынок приблизился к своему минимуму. Прогнозы ИПЕМ указывают на увеличение средней ставки аренды полувагонов к 2026 году на 7–10%, а цистерн и платформ — на небольшой процент. Таким образом, в 2027 году ставки аренды и предоставления вагонов не достигнут уровня начала 2025 года.
«Мы не ожидаем значительного улучшения ситуации в эксплуатации», — заключает господин Савчук. «Прогнозируется, что объем грузов останется на уровне или незначительно увеличится по сравнению с 2025 годом, где, по оценкам ИПЕМ, погрузка упадет на 5,6%». Специалисты также предполагают восстановительный рост в 2027 году, но объем грузоперевозок так и не достигнет уровня 2024 года.

