Железнодорожные операторы выплатили дивиденды, расставшись с финансовой подушкой

Железнодорожные операторы выплатили дивиденды, расставшись с финансовой подушкой

Новости
01
Рефинанс

Железнодорожные операторы столкнулись с финансовыми трудностями

Важные железнодорожные компании, выплачивавшие дивиденды, вложили в эти цели гораздо больше, чем заработали. Это лишило их финансовой подушки, что делает выплату дивидендов в этом году маловероятной. Несмотря на сложную ситуацию, аналитики уверены, что большинство компаний смогут избежать убытков в 2025 году, и в следующем году это также возможно при текущей конъюнктуре.

Топ-3 самых крупных железнодорожных операторов за первый квартал 2025 года остался неизменным, хотя топ-10 претерпел некоторые косметические изменения, согласно рейтингу INFOLine Rail Russia Top. Лидером по объему перевозок и грузообороту остается Первая грузовая компания (ПГК). Парк вагонов в управлении у ПГК меньше, чем у Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Деметра-Холдинга», занимающих второе и третье места соответственно.

По показателю отношения перевозок к парку в управлении, лидирует «Апатит», который не входит даже в топ-20 компаний. Наибольший грузовой оборот (перевозка грузов на максимальное расстояние) у компании «Уголь-Транс», занимающей девятое место в рейтинге.

Глава ПГК Алексей Винников выделил сложность удержания позиций в текущей ситуации и заявил о планах компании по наращиванию грузовой базы и улучшению деятельности с подвижным составом. Первый заместитель гендиректора ФГК Сергей Ефремов отметил, что их компания остается одной из ключевых на маркете, обеспечивая большую часть социально значимых перевозок. Около половины всей погрузки компании — уголь, 22% — строительные грузы, 12% — металлы и 9% — руда.

Согласно рейтингу финансовых итогов 2024 года в секторе перевозок, отчеты публикуются позже общих результатов за год (см. от 19 марта). Большинство компаний не раскрывают информацию, и некоторые входят в состав промышленных холдингов.

  • Выручка компаний, которые опубликовали данные за 2024 год, увеличилась на 11,6%, достигнув 1,36 трлн рублей, однако чистая прибыль снизилась на 6,5%, до 230,7 млрд рублей.
  • Средняя выручка на вагон в управлении повысилась на 6,2%, до 4,71 тыс. рублей, но доход на вагон в управлении упал на 10,9%, до 801,3 рубля.
  • Компании направили 355,3 млрд рублей на выплату дивидендов в 2024 году, что значительно превышает их чистую прибыль, сообщает рейтинг.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров прогнозирует значительное снижение выручки и прибыли после завершения 2025 года. Хотя чистый убыток не ожидается, компании с высоким уровнем лизинга или значительными долговыми обязательствами могут стать убыточными. Бурмистров отмечает, что несмотря на успешные финансовые результаты предыдущих лет, у многих операторов нет финансовых резервов, и долговая нагрузка выросла.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
95% наших клиентов получают кредит
Получить кредит

Оценка перспектив операторского сектора

Поддержание текущей деятельности становится проблематичным из-за низкой вероятности выплаты дивидендов в 2025 году, считает один из представителей в операторской сфере. Укрепление рубля, общее снижение рыночных показателей и другие факторы заставляют компании экономить денежные средства.

Различные стратегии применяются операторами: нормирование парка с целью сохранения рентабельности, борьба за большие доли рынка, вплоть до демпинга для привлечения клиентов. ФГК и другие крупные компании выбирают первую тактику, в то время как "Новотранс" и "Модум-Транс" ориентированы на борьбу за долю рынка любыми доступными способами.

По мнению эксперта, убытки наносятся добросовестным грузовладельцам, соблюдающим условия контрактов, из-за конкуренции с компаниями, идущими на демпинг. Прогнозы на 2026 год предвещают угрозу убытков для операторов, если текущие тенденции на мировом угольном рынке сохранятся.

Наталья Скорлыгина

Читайте также
Снижение ставки до 20%: банкиры ожидают дополнительных мер для оживления кредитования
Новости
Снижение ставки до 20%: банкиры ожидают дополнительных мер для оживления кредитования
Отчет о кредитовании: несмотря на снижение ключевой ставки Банком России до 20%, потребительское кредитование остается вялым. Банки указывают на недостаточность одной лишь снижения ставки и считают необходимым смягчение макропруденциальной политики для оживления рынка. В мае наблюдалось замедление роста розничного кредитования и снижение объема кредитов наличными.
09 июня
01
Банкиры против оплаты запросов в СМЭВ: расходы могут вырасти на десятки миллиардов рублей
Новости
Банкиры против оплаты запросов в СМЭВ: расходы могут вырасти на десятки миллиардов рублей
Банкиры призывают правительство отказаться от намерений введения платы за запросы через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). На сегодняшний день СМЭВ работает бесплатно, однако ее нагрузка достигает 100 миллиардов запросов в год. Введение платы, по мнению банкиров, приведет к значительному увеличению их расходов.
09 июня
00
Россети претендуют на надбавку на энергорынке для строительства ЛЭП на 1 трлн рублей: потребители против
Новости
Россети претендуют на надбавку на энергорынке для строительства ЛЭП на 1 трлн рублей: потребители против
Энергетический гигант Россети претендует на дополнительную надбавку на оптовом энергорынке для реализации масштабных инфраструктурных проектов, в том числе строительства новых ЛЭП общей стоимостью 1 трлн рублей по долгосрочной схеме размещения энергообъектов до 2042 года. Однако инициатива вызывает споры: регуляторы не пришли к единому мнению, крупные потребители опасаются обхода ограничений на повышение тарифов, а генераторы считают, что у компании уже есть необходимые финансовые ресурсы.
09 июня
00