Железнодорожные операторы столкнулись с финансовыми трудностями
Важные железнодорожные компании, выплачивавшие дивиденды, вложили в эти цели гораздо больше, чем заработали. Это лишило их финансовой подушки, что делает выплату дивидендов в этом году маловероятной. Несмотря на сложную ситуацию, аналитики уверены, что большинство компаний смогут избежать убытков в 2025 году, и в следующем году это также возможно при текущей конъюнктуре.
Топ-3 самых крупных железнодорожных операторов за первый квартал 2025 года остался неизменным, хотя топ-10 претерпел некоторые косметические изменения, согласно рейтингу INFOLine Rail Russia Top. Лидером по объему перевозок и грузообороту остается Первая грузовая компания (ПГК). Парк вагонов в управлении у ПГК меньше, чем у Федеральной грузовой компании (ФГК) и «Деметра-Холдинга», занимающих второе и третье места соответственно.
По показателю отношения перевозок к парку в управлении, лидирует «Апатит», который не входит даже в топ-20 компаний. Наибольший грузовой оборот (перевозка грузов на максимальное расстояние) у компании «Уголь-Транс», занимающей девятое место в рейтинге.Глава ПГК Алексей Винников выделил сложность удержания позиций в текущей ситуации и заявил о планах компании по наращиванию грузовой базы и улучшению деятельности с подвижным составом. Первый заместитель гендиректора ФГК Сергей Ефремов отметил, что их компания остается одной из ключевых на маркете, обеспечивая большую часть социально значимых перевозок. Около половины всей погрузки компании — уголь, 22% — строительные грузы, 12% — металлы и 9% — руда.
Согласно рейтингу финансовых итогов 2024 года в секторе перевозок, отчеты публикуются позже общих результатов за год (см. от 19 марта). Большинство компаний не раскрывают информацию, и некоторые входят в состав промышленных холдингов.
- Выручка компаний, которые опубликовали данные за 2024 год, увеличилась на 11,6%, достигнув 1,36 трлн рублей, однако чистая прибыль снизилась на 6,5%, до 230,7 млрд рублей.
- Средняя выручка на вагон в управлении повысилась на 6,2%, до 4,71 тыс. рублей, но доход на вагон в управлении упал на 10,9%, до 801,3 рубля.
- Компании направили 355,3 млрд рублей на выплату дивидендов в 2024 году, что значительно превышает их чистую прибыль, сообщает рейтинг.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров прогнозирует значительное снижение выручки и прибыли после завершения 2025 года. Хотя чистый убыток не ожидается, компании с высоким уровнем лизинга или значительными долговыми обязательствами могут стать убыточными. Бурмистров отмечает, что несмотря на успешные финансовые результаты предыдущих лет, у многих операторов нет финансовых резервов, и долговая нагрузка выросла.
Оценка перспектив операторского сектора
Поддержание текущей деятельности становится проблематичным из-за низкой вероятности выплаты дивидендов в 2025 году, считает один из представителей в операторской сфере. Укрепление рубля, общее снижение рыночных показателей и другие факторы заставляют компании экономить денежные средства.
Различные стратегии применяются операторами: нормирование парка с целью сохранения рентабельности, борьба за большие доли рынка, вплоть до демпинга для привлечения клиентов. ФГК и другие крупные компании выбирают первую тактику, в то время как "Новотранс" и "Модум-Транс" ориентированы на борьбу за долю рынка любыми доступными способами.
По мнению эксперта, убытки наносятся добросовестным грузовладельцам, соблюдающим условия контрактов, из-за конкуренции с компаниями, идущими на демпинг. Прогнозы на 2026 год предвещают угрозу убытков для операторов, если текущие тенденции на мировом угольном рынке сохранятся.
Наталья Скорлыгина