Пересчет избыточной оплаты за электроэнергию
Тарифы на электроэнергию в России
До 12 марта 2025 года компетентные органы регионов РФ обязаны передать информацию о пересмотренных спектрах потребления для домов без газоснабжения, использующих электроотопление с увеличением сезонного коэффициента до 1,8", - доложили в ФАС.
В настоящее время тарифы на электричество в России разделены по объему потребления. Первый диапазон (льготный) - от 0 до 3900 кВт/ч в месяц. С учетом коэффициента объем потребления по этой цене может увеличиться до 7020 кВт/ч в месяц. Второй диапазон (расширенный) - от 3901 до 6000 кВт/ч в месяц, который с коэффициентом может вырасти до 10800 кВт/ч в месяц. Существует также третий диапазон (коммерческий) - от 6001 кВт/ч в месяц и выше, но к нему сезонный коэффициент не применяется, что не имеет смысла.
Цена за электроэнергию устанавливается индивидуально в каждом регионе и растет в зависимости от диапазона потребления. Также размер коэффициента определяется именно регионом, где 1,8 является предельным уровнем, но может быть и меньше. По правилам, первый диапазон потребления должен быть не более 0,65 от максимального значения второго диапазона. Это означает, что пропорция между двумя диапазонами не может измениться без воздействия на расширенный диапазон.
Необходимость применения сезонного коэффициента возникла после жалоб жителей на частные дома, отапливаемые электричеством, которые получили зимние счета в несколько раз больше предыдущих.
По мнению Андрея Романчука, правительство оперативно отреагировало на проблему и внесло изменения в нормы (уже 21 февраля), а также потребовало пересчет тарифов с 1 января 2025 года. Если будет обнаружен системный рост оплаты электроэнергии для добросовестных потребителей в летний период, нормы могут быть скорректированы.
АСПЭ не высказывает возражений в отношении принимаемых мер. Они согласны с сохранением льготной оплаты электроснабжения для населения. Однако возникает вопрос, почему пришлось вносить коррективы в новую схему оплаты через такой короткий срок после начала ее использования.
Сергей Сасим, директор Центра исследований в электроэнергетике ИЭиРИО НИУ ВШЭ, объясняет, что цель введения дифференциации тарифов - минимизация первого диапазона потребления для сокращения перекрестного субсидирования и уменьшения привлекательности бытового майнинга. По словам Евгении Франке из "Эйлер Аналитические Технологии", новые тарифы являются эффективным инструментом борьбы с локальными энергодефицитами.
Эксперты довольно уверены, что установленный коэффициент вполне адекватен и не приведет к росту расходов населения. Однако возможны исключения для крупных и потребляющих много энергии домов.
Энергоэффективность и тарифы: актуальные проблемы
В интернете можно найти оценку использования электроэнергии для отопления различных типов домов. Например, для дома площадью 100 квадратных метров в зимний период необходимо 240 кВт в день, то есть 7200 кВт в месяц. Однако дома площадью от 80 до 100 квадратных метров, хотя и являются хорошими строениями на садовых участках, не всегда подходят для жилья семьи из 4-5 человек. В настоящее время в основном строятся дома от 120 до 180 квадратных метров. Возможно, именно поэтому происходит перерасход. Вопрос эффективности расчетов регионов для своих жителей на основе применяемого коэффициента стоит на первом плане.
По мнению Франке, разработка более детальной методики установления тарифов для потребителей (населения) является целесообразной как с точки зрения пресечения злоупотреблений субсидиями, так и с целью устранения препятствий для повышения энергоэффективности.
Об упоминании энергоэффективности не говорится случайно. Именно она может быть причиной избыточного потребления электроэнергии, когда дома не задерживают вырабатываемое внутри тепло и, по сути, "отапливают улицу".
Романчук отмечает, что известны случаи строительства домов низкого класса энергоэффективности, которые поддерживаются за счет излишнего отопления из-за больших потерь тепла. Эксперт уточняет, что обсуждается инициатива о запрете строительства такого жилья в регионах с низким уровнем газификации.
Кроме того, старые дома, иногда построенные в прошлом веке и принадлежащие не самым богатым людям, страдают от низкой энергоэффективности. Часто им не по карману ремонт жилья для увеличения его энергоэффективности, и они вынуждены оплачивать это по общим условиям. Здесь встает проблема адресной выгоды именно на региональном уровне.
На центральном уровне условия для применения сезонного коэффициента определены ФАС. Жители жилых или дачных домов (в СНТ) должны подтвердить право собственности на свое жилье. Кроме того, дом должен быть без газового отопления, иметь электроотопительное оборудование и соответствующие документы.
Поэтому жители домов с негазовым отоплением (печное, угольное, дровяное) или смешанным отоплением (газ/дрова/уголь/брикеты и электрический котел) не попадают под действие коэффициента. Информацию о газовых домовладениях региональные поставщики электроэнергии могут получить у газораспределительных компаний.
ФАС будет контролировать соответствие установленных организациями по энергоснабжению тарифов каждому расходу. Применение тарифов второго и третьего диапазонов ко всем расходам будет рассматриваться ФАС как нарушение антимонопольного законодательства, по информации службы.