Отток покупателей в зоотоварах
Специализированный рынок здесь борется со снижением клиентов после увеличения продаж в предыдущем году. Покупатели предпочитают более дешевые товары на онлайн-площадках и в сетевых магазинах. Кроме того, в интернете владельцы животных могут найти уникальные товары для своих питомцев.
С начала этого года количество покупок товаров для домашних животных уменьшилось в среднем на 5% по сравнению с прошлым годом, сообщили специалисты из "Такскома". Сильнее всего спрос упал на домики для животных — на 32,4%, и наполнители для туалетов — на 11,7%. Также отмечается снижение продаж сухого и влажного корма — на 5,8% и 4,6% соответственно, лежанок (3,9%), ошейников (3,6%) и лакомств для животных (2,1%).
Рынок зоотоваров после активного роста прошлых лет показывает стабильность, выяснили специалисты из "Платформы ОФД".
В сравнении: в прошлом году продажи в этой отрасли увеличились на 13%.
Согласно аналитикам из "Такском", в этом году наибольшее снижение продаж наблюдается в офлайн-секторе — на 6% по сравнению с прошлым годом, хотя уровень среднего чека за первый квартал вырос на 7%, до 1,9 тыс. рублей. В онлайне рост среднего чека составил 3%, что привело к увеличению продаж товаров для домашних животных на те же 3%, в отличие от традиционных магазинов.
Эксперты полагают, что увеличение среднего чека в офлайн-секторе при общем снижении объемов продаж может указывать на сдвиг спроса в более дорогие товары.
Рост продаж товаров для животных
Представитель сети «Зоозавр» отметил, что после ухода зарубежных премиальных брендов покупатели, наоборот, нашли альтернативу по более низким ценам.
В январе—марте продажи зоотоваров поддерживали средства защиты от блох и клещей, что связано с ранним началом сезона обработки животных, отмечает финансовый директор сети зоомагазинов «Марквет» Галина Аверкина. При этом покупатели предпочитают приобретать эти товары в сетевых продуктовых магазинах, где цена на них несколько ниже, чем в зоомагазинах, отмечает госпожа Аверкина.
В сети «Магнит» продажи кормов для животных увеличились более чем на 9% — главным драйвером категории и лидером по объему являются корма для кошек. В «Ленте» зафиксировали рост продаж такой продукции на 10%. В сети «Пятерочка» (входит в X5 Group) оборот кормов для домашних животных в январе—марте увеличился на 20% год к году.
В онлайн-ритейле показатели роста еще выше. Оборот зоотоваров на Wildberries в первом квартале 2025 года вырос на 36% год к году.
Высокие темпы роста показали различные нишевые товары, например напитки для животных, включая пиво и шампанское, мицеллярная вода для собак.
Правда, в натуральном выражении продажи пока невелики. В Ozon в январе—марте оборот зоотоваров вырос в полтора раза год к году. Такая динамика связана с расширением почти на треть ассортимента в этой категории, уточнили в пресс-службе компании.
Рост цен на продукцию для животных и изменение покупательского поведения
Лидер объединения животноводов Кирилл Дмитриев подчеркивает, что уменьшение объемов продаж зоотоваров при увеличении среднего чека связано с предпочтением потребителей к покупке крупных партий товаров, особенно с доставкой из онлайн-магазинов и маркетплейсов. Также эксперт отмечает рост производственных издержек, что сказывается на ценах. К примеру, по словам господина Дмитриева, стоимость металлизированных пластиковых упаковок с влажным кормом увеличилась на 15% с начала текущего года по сравнению с прошлым.