Неучтённый стаж и пенсионная реформа – одни из излюбленных тем для мошенников
Миф про «неучтенный стаж» и возможность перерасчета пенсии в большую сторону существуют уже не один год. В прошлом десятилетии газеты пестрили рекламой юридических услуг, обещающей выявление неучтённого стажа и рост пенсионных выплат.
Проведение пенсионной реформы и непонимание населением расчёта пенсионных баллов также вызвали преступную активность. Аферисты провоцировали оплатить «экспертизы» и «пошлины» вплоть до оформления жертвами на это кредитов ради того, чтобы получить повышение пенсии и компенсации за недоплаченные Пенсионным фондом средства.
В следующее десятилетие обманщики стали использоваться телефонную и интернет-связь, продолжая представляться сотрудниками тех или иных организаций.
К слову, и сейчас встречаются жалобы на звонки якобы из «Пенсионного фонда» от специалистов, говорящих либо о попытках преступников украсть пенсию, либо о проблемах, связанных с личным счётом пенсионера. Не все мошенники в курсе того, что прошло преобразование ПФР и вопросами пенсий сейчас занимается СФР. Эта ошибка – отличный способ выявить мошенников.
Как выглядит новая схема обмана?
Жертвами нового способа обмана становятся по традиции пенсионеры. Им на телефон поступает звонок из «Социального фонда», в ходе которого сотрудник заявляет о том, что обнаружен «неучтённый стаж», и предлагает оформить повышение пенсии. Заявление якобы создать непосредственно в телефонном режиме. При этом жертву просят озвучить СМС-код для идентификации.
При наличии этого кода преступник получает возможность зайти в личный кабинет «Госуслуг» или в приложение банка. Разумеется, мошенник попытается при этом перевести себе деньги со счёта ничего не подозревающего пенсионера.
Именно поэтому так важно обсуждать с пожилыми родственниками способы защиты от мошенничества, новые схемы которого появляются постоянно.
Подробнее о любимом мошенниками фишинге
Новая схема обмана – это классический пример фишинга.
Фишинг - обман с целью получения личных данных жертвы. Напомним, что к ним относятся логин и пароль учётной записи, номер телефона или данные банковской карты.
Код из СМС в данном случает позволяет обманщику пройти двухфакторную аутентификацию на портале «Госуслуги», в мобильном банке и не только. От лица специалиста того или иного ведомства звонящий стремится получить код авторизации, чтобы уточнить информацию о заказе, получить кешбэк, установить антивирусную программу и так далее. Предлагается всегда «полезная» или «выгодная» услуга, которую пожилой человек скорее всего не смог бы оформить сам.
Почему под удар попадают пенсионеры?
Выбор мошенников прост и очевиден – старшее поколение часто одиноко, более открыто для контакта, доверчиво и не особо разбирается в современных технологиях и нововведениях в различных сферах жизни.
Действуя под обличием полицейского, сотрудника социального фонда или ЖКХ, преступник вызывает доверие и в качестве уловки использует обещания крупных доплат и компенсаций, в том числе к значимым праздникам и юбилеям. Разумеется, за все эти «бонусы» требуется оплата налогов или процентов. Для этого используются фишинговые сайты. Через них можно оформить заявление на получение той или иной выплаты.
Как защититься от обмана?
- Сохраняйте бдительность при общении с незнакомцами. Не стоит доверять неожиданным звонкам с просьбами предоставить вашу личную информацию или совершить финансовую операцию.
- Не сообщайте по телефону логины и пароли, банковские реквизиты. Законные организации ни в коем случае не просят озвучивать такие данные при звонке.
- При поступлении подозрительного звонка уточняйте информацию о звонящем. При необходимости свяжитесь с организацией или ведомством, от лица которого вам звонили. Их контакты всегда есть на официальном сайте или в приложении.
- Не забывайте о функции блокировки звонков. Возможность отсеять спам и мошенников есть у многих мобильных операторов.
- Пожилым людям рекомендуется обратиться за помощью в случае сомнений в законности звонка. Не стоит стесняться поделиться информацией с родственниками или с службами по защите потребителей.
- Запомните, что специалисты Социального фонда не могут звонить гражданам с просьбой под каким-либо предлогом продиктовать код из SMS-сообщения. Если вас просят это сделать, лучше прервать разговор и обратиться по официальному номеру телефона организации.
- Внимательно читайте любые во входящих СМС-сообщений, не передавайте свои ПИН-коды и пароли от личных кабинетов посторонним лицам.
- Чтобы обезопасить своих старших родственников от мошенничества, рассказывайте о существующих схемах обмана и напоминайте о том, что нельзя раскрывать личные данных в телефонных разговорах. При возникновении сомнений рекомендуйте пожилому человеку прекратить беседу.
- Установите старшему родственнику приложение – антиспам, ограничивающее телефонные звонки. Привяжите авторизацию в различных сервисах к СМС на дополнительный номер надёжного человека. Можно также настроить дублирование информации на свой номер.
- Если конфиденциальная информация раскрыта преступниками, заблокируйте доступ к порталу «Госуслуги» и к счетам в банке. Проясните у банка, проводились ли какие-то операции, отмените их по возможности.
- Если вы или ваш пожилой родственник стали жертвами мошенников, напишите заявление в ОВД, опишите произошедшее, попросите возбудить уголовное дело. Запросите справки и выписки от банка о проведении незаконных операций, прикрепите их к заявлению.
- Помните, что по закону (6 пункт «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)»), кредитный договор, оформленный в ходе мошеннических действий, является недействительной (ничтожной) сделкой.