Что такое фудшеринг и почему он слабо развит в России?
Безвозмездная передача некоммерческим организациям того или иного имущества, а также продовольственной продукции, называется фудшерингом. Увы, достаточно долго это оставалось для компаний дороже, чем утилизация.
Инициаторы нового законопроекта – фракция «Справедливая Россия – За правду» - акцентируют внимание на том, что если бы эти продукты не выбрасывались, а отдавались населению, то это помогло бы 30 миллионам человек!
Развитию фудшеринга могла бы способствовать возможность отдавать товары без уплаты налога на прибыль. Проблема в том, что на данный момент существует ограничение в 1% от выручки. Повышение этого лимита до 5%, по мнению авторов проекта, улучшит ситуацию как для бизнеса, так и для незащищённых слоёв населения.
Также масштабной раздаче продовольствия препятствует дополнительный налоговый расход до 20% от стоимости товаров. То есть бесплатно отданные товары проходят по налогам как проданные, но продавец за них не получает выручки. Избавление компаний от НДС поможет легче создавать «социальные полки».
В документах законопроекта предлагается наделить некоммерческие организации правом раздавать продукты тем, кто в них нуждается. Механизм должен осуществлять работу с помощью ритейлеров – благотворителей и НКО.
Что даст раздача продуктов малоимущим на новых для компаний условиях?
Раздача продуктов малоимущим
- Позволит накормить миллионы людей с малым доходом и их семьи.
- Уменьшит убытки бизнеса.
- Снизит уровень бедности населения и поможет оказать адресную помощь.
По мнению авторов проекта, нельзя допускать отправки продуктов на свалку и торговым сетям нужно позаботиться об этом.
Концепцию законопроекта поддержало Министерство промышленности и торговли. Решающее слово будет за Министерством финансов.
Налоговые льготы для компаний-благотворителей
Благотворительность нужна и полезна не только получателям помощи, но и самому бизнесу. Это повышает лояльность к компании со стороны потребителей, развивает бренд, а также позволяет получить налоговые льготы.
С 2020 года действует ФЗ № 172-ФЗ, согласно которому сумму пожертвований компания может отнести к расходам. В России существует реестр НКО, куда включены организации, поддержка которых помогает получить налоговые преференции.
Как оформить налоговую льготу?
- Убедитесь, что ваша организация вправе получать налоговую льготу и пользуется общей системой налогообложения.
- Рассмотрите реестр социально ориентированных НКО (https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko), созданный Министерством экономического развития. Получатель вашей поддержки должен быть включён в этот список.
- Оформите свою благотворительную помощь и задекларируйте уменьшение налоговой базы. При помощи свыше 3 тысяч рублей следует заключить с НКО договор, ниже – достаточно платёжного документа.
- Создавая налоговый отчёт, внесите пожертвование в графу внереализационных расходов (статья 265 пп. 19.6. Налогового кодекса России).
- При наличии вопросов можно обратиться в налоговую.
НК РФ не определяет пакет документов, необходимый для подтверждения пожертвования - им считается дарение вещи или права в общеполезных целях. Поэтому лучше подписать договор пожертвования с обозначенным предметом соглашения, а затем этот договор зарегистрировать. Также стоит оформить акт приёма-передачи.
Социальный вычет – что это и как рассчитать?
Предприниматель также может получить налоговый вычет, уменьшив НДФЛ. Максимум – 25% от дохода.
Если налог оплачен, и после вычета получилась переплата, можно вернуть средства или оставить на налоговом счёте на будущее.
К примеру, ИП купил мебель для детского дома на 300 тысяч рублей, а его доходы за год составили 5 миллионов рублей. Налог за 2024 год равен 5 миллионов * 13% = 650 тысяч рублей. Предельная величина вычета = 5 миллионов * 25% = 1 миллион 250 тысяч.
Соответственно, учитываются все затраты на мебель.
Итак, НДФЛ к уплате составит: (5 миллионов – 300 тысяч) * 13% = 611 тысяч рублей. Значит предприниматель переплатил 39 тысяч рублей, их можно вернуть или оставить на ЕНС.