Краткая предыстория
В 1974 году экономика США столкнулась с угрозой реальной рецессии. Арабские страны из Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) ввели против Штатов нефтяное эмбарго из-за поддержки Израиля во время военного конфликта (с 6 по 25 октября 1973 года) между коалицией арабских государств с одной стороны и Израилем с другой стороны, происходивший. Цены на нефть выросли в 4раза, фондовый рынок рухнул, инфляция стремительно росла.
В июле 1974 года в Саудовскую Аравию с визитом (официально в рамках тура «экономической дипломатии» по Европе и Ближнему Востоку) прибыл министр финансов США Уильям Саймон. Неофициальная и истинная причина его прибытия — необходимость нейтрализовать «нефтяное оружие» саудитов и убедить враждебно настроенное королевство финансировать дефицит бюджета США.
Отказ сулил не только финансовое неблагополучие США, но и расширение влияния СССР на Ближнем Востоке.
Министр Саймон понимал, что американский госдолг привлекателен и саудитам можно продать блестящую идею того, что Соединенные штаты — лучшее место для инвестиций нефтедолларов.
Заключение договора между Саудовской Аравией и США сыграло значительную роль в изменении геополитического баланса, что в конечном итоге косвенно повлияло на поражение СССР в Холодной войне.
Влияние этого соглашения можно рассмотреть через несколько ключевых аспектов.
Экономическое и энергетическое давление на СССР
Цены на нефть после 1974 года Саудовская Аравия и США наладили тесное сотрудничество, что в конечном итоге привело к согласованным действиям на нефтяном рынке.
В 1980-х годах Саудовская Аравия увеличила добычу нефти, что привело к резкому снижению цен на нефть. Это нанесло серьезный удар по экономике СССР, сильно зависящей от экспорта нефти для получения валютных доходов. Усугубились внутренние экономические проблемы Советского Союза, финансовые ресурсы, которые могли быть направлены на поддержание военных расходов и социальную программу, резко ограничили. Наступила экономическая дестабилизация.
Геополитическое влияние США на Ближнем Востоке
Укрепление отношений между США и Саудовской Аравией дало Соединенным штатам с одной стороны большее влияние на Ближнем Востоке, с другой стороны — возможность ограничить советское влияние в ключевых странах.
Как результат, позиции стран-союзников Советского Союза — Сирии и Ирака — ослабли.
Стратегическое партнерство и военная поддержка
Тайное соглашение не только «запускало» тесные отношения в сфере нефтедобычи, но и в сфере вооружения. Так, США поставляли современное вооружение и оказывали военную подготовку, что усиливало военные позиции страны в регионе.
И, как следствие улучшения военного сотрудничества, США смогли эффективно противодействовать советским военным и политическим инициативам на Ближнем Востоке.
Подрыв экономической и политической стабильности СССР
Тем временем, в Советском Союзе случился «эффект домино»: экономические трудности, вызванные падением цен на нефть, усугубили социальные и политические проблемы внутри СССР. Это способствовало росту недовольства среди населения и элит.
В конечном итоге, это привело к политическим реформам и распаду СССР.
Анализ мировой добычи нефти 1969-1974
С 1969 по 1974 год доля Саудовской Аравии в мировой добыче нефти увеличилась с 7,1% до 15,2%. В то же время доля Советского Союза увеличилась с 15,8% до 16,9%. Оба государства увеличивали свою долю в мировой добыче нефти с 1969 по 1974 годы, но вклад Саудовской Аравии был более значительным.
Добыча нефти Саудовской Аравией, СССР и в мире в 1969-1974 годах:
1969
- Саудовская Аравия — 3,2 млн бар./д. — 7,1%
- Советский Союз — 7,1 млн бар./д. — 15,8%
- Мировая добыча: 45 млн бар./д.
1970
- Саудовская Аравия — 3,8 млн бар./д. — 8,1%
- Советский Союз — 7,4 млн бар./д. — 15,7%
- Мировая добыча — 47 млн бар./д.
1971
- Саудовская Аравия — 4,5 млн бар./д. — 9%
- Советский Союз — 7,8 млн бар./д. — 15,6%
- Мировая добыча — 50 млн бар./д.
1972
- Саудовская Аравия — 5,5 млн бар./д. — 10,4%
- Советский Союз — 8,3 млн бар./д. — 15,7%
- Мировая добыча — 53 млн бар./д.
1973
- Саудовская Аравия — 7,6 млн бар./д. — 13,8%
- Советский Союз — 8,9 млн бар./д. — 16,2%
- Мировая добыча — 55 млн бар./д.
1974
- Саудовская Аравия — 8,5 млн бар./д. — 15,2%
- Советский Союз — 9,5 млн бар./д. — 16,9%
- Мировая добыча — 56 млн бар./д.
Есть ли альтернативы?
Потенциально нефтедоллары могут быть заменены другими схемами расчетов. Существует несколько факторов, которые могут привести к такому изменению:
- Рост геополитической напряженности: если страны-экспортеры нефти начнут сомневаться в стабильности доллара, они могут начать требовать оплаты за нефть в других валютах или активах. Например, золото или юань.
- Развитие альтернативных источников энергии: по мере того, как технологии возобновляемых источников энергии становятся более совершенными и доступными, спрос на нефть может снизиться, что ослабит доминирование нефтедоллара.
- Создание новых торговых блоков: если страны-экспортеры нефти создадут свои собственные торговые блоки с использованием альтернативных валют, это может привести к маргинализации доллара США в международной торговле нефтью.
- Регулирование криптовалют: при широком использовании криптовалюты в международных платежах, статус нефтедоллара может быть подорван из-за обхода традиционных систем расчета.
Что сейчас?
Саудиты давно рассматривали вопрос о возможности торговли своей нефтью в альтернативных валютах. В 2023 году королевство заключило своповое соглашение с Китаем о продаже нефти за юани.
Соединенные штаты восприняли новость как своеобразный демарш.
Отказ от продления соглашения сигнализирует о постепенном и планомерном сокращении использования доллара США крупными производителями и потребителями нефти. Это означает лишь одно — ослабление национальной валюты США как мировой резервной валюты.
Саудовская Аравия является вторым по объему после России поставщиком нефти в Китай: в 2023 году Пекин приобрел у Эль-Рияда 85,96 млн тонн нефти.
Кроме того, в начале 2023 года Саудовская Аравия подписала соглашение с Бразилией о принятии бразильского реала вместо доллара для закупок нефти.